Рынок колесных погрузчиков в 2011 году
Наступление, не встречающее сопротивления.
Что можно написать о прошедшем 2011 г. в ракурсе поставок в Россию колесных погрузчиков иностранного производства? В период за январь–декабрь 2011 г. в страну импортировано фронтальных погрузчиков на общую сумму 202 124 633$. Всего в Россию импортировали в прошлом году фронтальные погрузчики предприятия из 15 стран мира. И первое, на что обращаешь внимание при рассмотрении статистических данных – это громадный, просто гигантский отрыв по объемам поставок китайских производителей от всех прочих.
Количество фронтальных погрузчиков, поставленных в прошлом году в Россию Японией, ближайшей страной- конкурентом, если ее в этом случае можно так назвать, составляет менее 2% от объемов поставок колёсных погрузчиков Китая. В денежном выражении сумма за поставленные японские погрузчики составляет немногим более 2,5% от суммы, которую получил за поставленные погрузчики лидер импортных поставок. А если сложить вообще все «не китайские» поставки погрузчиков в 2011 г. в Россию, то они составят менее 6,8% от поставок погрузчиков китайской стороной, что в долларовом эквиваленте составляет 15,8% от суммы, вырученной китайскими экспортерами фронтальных погрузчиков.
Цифры убедительны, и не вызывает сомнений, что китайские фронтальные погрузчики «уверенной поступью» теснят всех, в том числе и отечественного производителя, и занимают все более прочные позиции на нашем рынке. А неотвратимое грядущее вступление России в ВТО этому процессу, по всей видимости, будет только способствовать.
Импортом колесных погрузчиков в Россию занимались 67 фирм из США, стран Европы и Азии. Надо также отметить, что поставки из Японии представляют собой в основном подержанную технику производства 1989–2004 гг. от известных брендов Furukawa, Komatsu, Hitachi, TCM и др. Аналогично и европейские компании O&K, JCB, Liebherr, а также американские Case и Caterpillar представлены в нашем импорте б/у машинами выпуска 1984–2008 гг, тогда как китайские погрузчики поступали исключительно новые, выпущенные в 2010–2011 гг.
Лидером поставок стала компания XCMG из Китая, реализовавшая на нашем рынке 1357 ед. техники. За XCMG в структуре российского импорта колесных погрузчиков следует, а по некоторым позициям даже опережает ее компания SDLG. В Китае только крупных компаний, выпускающих фронтальные погрузчики, около сотни, в целом же число предприятий и заводов, производящих спецтехнику, перевалило за тысячу. Но компания SDLG, успешно конкурируя, сегодня входит в тройку крупнейших китайских производителей спецтехники, а на мировом уровне эксперты причисляют SDLG к 50 самым крупным компаниям, работающим в сфере производства погрузчиков. Компания активно экспортирует свою продукцию. В 2011 г. более 3 тыс. ед. техники реализовано за пределами Китая, из них только колесных погрузчиков 1347 ед. отправили в Россию, что составило 23,94% всех импортированных Россией погрузчиков. Лидирующая компания XCMG опередила SDLG в части экспорта погрузчиков всего на 0,18%.
В России сегодня в дорожно-строительной отрасли оживление: правительство увеличило финансирование, появились значительные объемы работ. К 2017 г. намечено привести в соответствие с требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию более 85% федеральных дорог, а это задача грандиозная. Только в 2011 г. на строительство, реконструкцию и ремонт федеральных дорог направлено 224 млрд. руб. Ширится и малоэтажное строительство, что особенно заметно по появлению повсеместно коттеджных поселков. Все эти процессы стимулируют подрядчиков приобретать погрузчики, относящиеся к классу 3- и 5-тонных машин, оснащенных ковшами 1,5–3 м3. Не случайно около 75% всех проданных в прошлом году погрузчиков относится к этой категории. Именно эту нишу отечественного рынка заполняют, и очень успешно, китайские погрузчики.
Импорт в Россию колесных погрузчиков, ед., в 2011 г. (данные в % указаны от общего за этот период импорта) Марка |
||||||||||
|
I кв. |
% |
II кв |
% |
III кв. |
% |
IV кв. |
% |
2011 г. |
% |
XCMG |
276 |
27,19 |
245 |
20,1 |
395 |
23,01 |
441 |
26,33 |
1357 |
24,12 |
SDLG |
249 |
24,53 |
245 |
20,1 |
570 |
33,2 |
283 |
16,9 |
1347 |
23,94 |
XGMA |
55 |
5,42 |
151 |
12,39 |
105 |
6,12 |
155 |
9,25 |
466 |
8,28 |
FOTON |
66 |
6,5 |
96 |
7,88 |
82 |
4,78 |
186 |
11,1 |
430 |
7,64 |
Changlin |
81 |
7,98 |
82 |
6,73 |
70 |
4,08 |
83 |
4,96 |
316 |
5,62 |
MITSUBER |
40 |
3,94 |
38 |
3,12 |
46 |
2,68 |
114 |
6,81 |
238 |
4,23 |
LiuGong |
36 |
3,55 |
34 |
2,79 |
49 |
2,85 |
74 |
4,42 |
193 |
3,43 |
Shantui |
35 |
3,45 |
31 |
2,54 |
54 |
3,15 |
51 |
3,04 |
171 |
3,04 |
Hyundai |
9 |
0,89 |
19 |
1,56 |
19 |
1,11 |
6 |
0,36 |
53 |
0,94 |
JCB |
7 |
0,69 |
17 |
1,39 |
15 |
0,87 |
12 |
0,72 |
51 |
0,91 |
Caterpillar |
15 |
1,48 |
10 |
0,82 |
14 |
0,82 |
8 |
0,48 |
47 |
0,84 |
Komatsu |
14 |
1,38 |
7 |
0,57 |
10 |
0,58 |
15 |
0,9 |
46 |
0,82 |
Volvo |
2 |
0,2 |
5 |
0,41 |
6 |
0,35 |
7 |
0,42 |
20 |
0,36 |
Liebherr |
4 |
0,39 |
8 |
0,66 |
4 |
0,23 |
4 |
0,24 |
20 |
0,36 |
Hitachi |
3 |
0,3 |
3 |
0,25 |
7 |
0,41 |
3 |
0,18 |
16 |
0,28 |
Heli |
2 |
0,2 |
4 |
0,33 |
1 |
0,06 |
7 |
0,42 |
14 |
0,25 |
Terex |
2 |
0,2 |
4 |
0,33 |
2 |
0,12 |
5 |
0,3 |
13 |
0,23 |
TCM |
2 |
0,2 |
4 |
0,33 |
3 |
0,17 |
2 |
0,12 |
11 |
0,2 |
Case |
1 |
0,1 |
3 |
0,25 |
2 |
0,12 |
5 |
0,3 |
13 |
0,23 |
John Deere |
2 |
0,2 |
1 |
0,08 |
3 |
0,17 |
1 |
0,06 |
7 |
0,12 |
Atlas |
1 |
0,1 |
1 |
0,08 |
0 |
0 |
2 |
0,12 |
4 |
0,07 |
World |
0 |
0 |
1 |
0,08 |
1 |
0,06 |
1 |
0,06 |
3 |
0,05 |
O&K |
2 |
0,2 |
0 |
0 |
1 |
0,06 |
1 |
0,06 |
3 |
0,05 |
Wille |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,12 |
2 |
0,04 |
Амкодор |
0 |
0 |
2 |
0,16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,04 |
Dressta |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0,06 |
2 |
0,04 |
Hidromek |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,12 |
2 |
0,04 |
ЧТЗ |
1 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0,02 |
Особым спросом в 2011 г. пользовались погрузчики SDLG грузоподъемностью 3 т мод. LG933L и LG936L. Общий объем продаж этих погрузчиков составил 870 ед., или около 65% всех проданных моделей SDLG. Обращает внимание то, что большим успехом у покупателей пользуются модели SDLG с удлиненной базой (обозначаются индексом L). Эти машины несколько дороже погрузчиков в стандартном исполнении, но повышенная устойчивость, по-видимому, оправдывает ценовую разницу. Собственно, характеристики обеих моделей идентичны, мод. LG936L, по сути, является модернизированной LG933L. В частности, управление на LG936L джойстиковое, более современное, а на LG 933L используются рычаги. Эта особенность заметно отразилась на спросе – мод. LG936L реализовано более полутысячи, а мод. LG933L выбрали около трехсот покупателей.
Из погрузчиков, поставленных компанией XCMG, 834 ед., или 61,4%, приходится только на мод. LW300F. Этот 3-тонный погрузчик широко популярен благодаря мощному силовому агрегату, состоящему из дизеля мощностью 92 кВт, адаптивного гидротрансформатора, модернизированной коробки передач, полноприводных мостов с шарнирными карданными валами. Это, а также мощное вырывное усилие в 120 кН позволяют использовать универсальную машину для любых работ, связанных с разгрузкой-погрузкой сыпучих или крупнокусковых материалов. LW300F массово приобретали отечественные дорожно-строительные организации, погрузчик часто используется коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.
Компания XGMA, занимающая третье место по объемам ввезенных погрузчиков, также сделала упор в своем импорте на 3- и 5-тонные модели. Всего в 2011 г. реализовано 466 машин. В их числе более семидесяти машин мод. XG 932 г/п 3 т и примерно такое же число погрузчиков XG 955 г/п 5 т. Компания XGMA поставляет линейку погрузчиков эксплуатационной массой от 5,65 до 20,0 т на базе полноприводного шасси с колесной формулой 4х4. Двигатель, расположенный в задней части машины играет роль противовеса.
Foton (Фотон) – последняя компания из числа крупных поставщиков 2011 г., она реализовала 430 погрузчиков. Фронтальные погрузчики Foton оснащают мощными и экономичными дизельными двигателями Deutz и др., используется коробка передач POWER SHIFT с сервоприводом переключения. Компактные размеры в сочетании с высокой мощностью позволяют использовать эти погрузчики в самых разных сферах экономики. Современные тенденции сказались и на характере импорта компании – около половины всего ее импорта в Россию составили модели Foton Lovol 935E и Фотон ловол 936F, обе г/п 3 т.
Импорт колесных погрузчиков в Россию в 2011 г. по странам производства Страна происхождения |
||
|
ед. |
На общую сумму, $ |
Китай |
5268 (93,75%) |
174 490 928 |
Япония |
98 (1,74%) |
4 445 108 |
Республика Корея |
63 (1,12%) |
4 817 853 |
Великобритания |
62 (1,10%) |
6 288 786 |
Германия |
34 (0,61%) |
1 933 639 |
США |
26 (0,46%) |
2 393 790 |
Швеция |
20 (0,36%) |
1 969 436 |
Австрия |
19 (0,34%) |
2 736 498 |
Финляндия |
16 (0,29%) |
1 758 661 |
Бельгия |
5 (0,09%) |
664 026 |
Украина |
2 (0,04%) |
112 496 |
Польша |
2 (0,04%) |
41 917 |
Россия |
3 (0,05) |
219 607 |
Белоруссия |
1 (0,02%) |
13 811 |
«Основные Средства» №07/2012
Протасов Н.